Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
Вступая в Великий Пост, будем просить у Бога прощения за наши грехи, исцеления нашей падшей природы. Для того, чтобы Господь все это совершил, милостью и любовью к нам, Он просит, чтобы и мы примирились друг с другом. Просили друг у друга прощение и не имели никакой злобы, ненависти, недовольства, ропота по отношению к ближнему. Простить великодушно, чистосердечно, тем самым, привлекая к себе милосердие Божие, чтобы Господь также великодушно и милостивно простил бы и все наши прегрешения.
Из проповеди
после Божественной литургии
в Свято-Успенском кафедральном
соборе города Ташкента
от 17 марта 2024 г.
Мы, участники Международной конференции «Преодолеть нетолерантность: проблемы нетерпимости в современной религиозной жизни», представляющие Узбекистан, Россию и другие страны Центральноазиатского региона, заявляем об особой актуальности темы проводимого мероприятия.
Благодаря Всевышнего Бога за мир и благополучие на нашей благословенной земле, мы также обращаемся со словами благодарности ко всем людям, кого не оставляет равнодушным проблема сохранения стабильности общества, тема созидания и сохранения опыта межнационального и межрелигиозного согласия.
С особым чувством радости и удовлетворения, мы отмечаем, что Узбекистан является страной, где толерантность, которая трактуется в национальной терминологии, как «широта души», является основополагающим принципом внутренней и внешней политики государства. Мы свидетельствуем, что мудрое и взвешенное отношение руководства Узбекистана в религиозной сфере позволило реализовать в стране одну из наиболее эффективных моделей межнационального и межрелигиозного согласия, которая может послужить образцом для многих стран мира.
Сознавая важность реализации принципов толерантности в современном обществе, мы отмечаем, что текущая действительность, при внешнем благополучии, не позволяет нам в нашей работе и в нашем служении быть расслабленными, снижать уровень своей ответственности за судьбу нашего общества.
Межнациональная и межрелигиозная толерантность – продукт жизни и трудов многих поколений наших предков. И сегодня, для того, чтобы это согласие продолжалось, многонациональный народ Узбекистана прилагает значительные усилия во всех аспектах жизни общества. А это значит, что мы не имеем права ни сегодня, ни в будущем, отпускать эти процессы на самотек. Мы сознаем, что мы обязаны быть внимательными ко всем деструктивным тенденциям, которые могут разрушить здание достигнутого согласия.
На текущий момент картина конфессионального присутствия в Узбекистане может считаться завершенной. Практически все традиционные изаконно действующие конфессии в стране имеют устоявшуюся паству. И сегодня в конфессиональной жизни стоит задача укрепления и упорядочивания внутренней жизни организаций, исповедующих те или иные религиозные взгляды. На фоне этих социологических процессов стремление некоторых организаций, обозначающих себя как религиозные, к агрессивному прозелитизму, разрушает стабильность общества. Миссионерская проповедь, которую правильнее назвать вербовкой, этих организаций, основанная на обмане, умолчании, подкупе, запугивании, клевете на другие конфессии и т.н. «обработке сознания», позволяет нам в текущем контексте рассматривать эти методы как формы экстремизма.
Участники Конференции выражают особую озабоченность деятельностью организации «Общество Сторожевой башни» в Республике Узбекистан, которая стала ярким выразителем религиозной нетерпимости в своем учении и практике. Наша озабоченность вызвана тем, что последователи именно этой организации в течение последнего времени усилили миссионерскую работу, проповедуя вокруг православных храмов, храмов других законно действующих конфессий, настойчиво пытаясь проникать в дома и квартиры наших прихожан.
В деятельности этой организации, именующей себя также «Свидетели Иеговы», мы выделяем следующие проблемы:
- агрессивное стремление к навязыванию своей идеологии, что является главным методом их «служения»;
- крайние формы нетолерантности в области религиозных взглядов, а также в методах работы;
- клеветнические нападки на традиционные конфессии, навешивание ярлыков на их последователей, и пропаганда обреченности на гибель всех, кто не стал членом их организации;
- искажение священных, как для христиан, так и для мусульман, библейских текстов в т.н. переводе «Нового мира», что навязывается окружающим как истина в последней инстанции;
- запугивание своих потенциальных и действительных адептов скорым «Концом света», скорой гибелью на всепланетном уровне всех политических систем и большей части населения Земли;
- закрытость организации от общественной жизни и безразличие к нуждам общества;
- пренебрежение к традициям и обычаям народов, в среде которых они живут, стремление нивелировать культуру местных народов под один обезличенный образец;
- пренебрежение к государственным праздникам, к государственной символике и к национальным святыням;
- разрушение семей и семейных отношений, в тех случаях когда кто-то из членов семьи становится последователем учения «Свидетелей Иеговы»;
- контроль всех аспектов жизни своих членов, посредством всеобъемлющей системы запретов и слежения, а также эксплуатация их труда и личного времени;
- запрет для своих адептов на жизненно необходимую в некоторых случаях медицинскую процедуру переливания крови, что к настоящему времени привело к гибели уже тысяч людей по всему миру.
В этой связи, мы, в первую очередь, представители Русской Православной Церкви, заявляем, что следуя библейскому принципу «...не участвуйте в бесплодных делах тьмы, но и обличайте» (Еф. 5:11), оставляем за собой право заниматься обличением всего того, что может исказить духовное развитие человека, разрушить наше общество и достигнутое согласие.
Христианская позиция в вопросах толерантности озвучена в словах Священного Писания: «…Если возможно с вашей стороны, будьте в мире со всеми людьми» (Рим. 12:18). Эту позицию, представляя православную часть участников Конференции, мы считаем важным применять ко всем ближним, независимо от их национальности и вероисповедания. Мы заявляем о нашем желании жить в мире со всеми, в том числе и с членами «Общества Сторожевой башни», но при условии, что и они захотят жить в мире с нами, не будут вмешиваться в наши конфессиональные семьи, не будут вырывать наших близких из наших общностей.
Обращаемся с призывом к «Обществу Сторожевой башни» в Узбекистане и в других странах прекратить агрессивный натиск на людей иных религиозных традиций! Мы просим вас заняться упорядочиванием жизни в собственной организации, соблюдать конституционные и общечеловеческие права своих членов, быть терпимыми и в словах, и в делах ко всем окружающим, ценить право человека на жизнь!
Призываем всех сознательных людей не быть равнодушными к собственной духовной жизни; критически осмысливать предлагаемую информацию; изучать историю и современную жизнь тех, кто проповедует; быть осторожными с теми, кто говорит о «несовершенстве» и «гибельности» других религий, кто обещает обретение «счастья» в ближайшее время.
Чтобы научиться уважать иные взгляды, нужно иметь в себе свой, устоявший взгляд. Чтобы быть толерантным в области религии, нужно иметь в себе твердую убежденность в собственной вере. А это значит, что всем думающим людям особо важно глубоко изучить веру своих предков, для того, чтобы не быть попадаться в ловушки «новой духовности».
Мы, участники Конференции, посвященной преодолению нетерпимости, призываем всех граждан Узбекистана и других стран ко всестороннему осмыслению темы толерантности! Призываем хранить достигнутые мир и согласие в обществе! Призываем постоянно познавать и просвещаться, для того, чтобы лучше понимать и уважать других людей, даже если они по-другому смотрят на мир!
Принято единогласно участниками Конференции,
проведенной в городе Ташкенте,
18 ноября 2019 года.
Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии