Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

ХРИСТОС ВОСКРЕСЕ!

С чувством особой радости и духовного ликования сердечно поздравляю вас с величайшим днём – праздником праздников и торжеством из торжеств – Воскресением Господа нашего Иисуса Христа. Пасха – это праздник победы добра над злом, жизни над смертью, потому что Господь наш Иисус Христос Своим Воскресением даровал нам жизнь вечную.

Святое Евангелие – это книга жизни, жизни земной, временной, указывающей каждому человеку, приходящему в мир, путь в жизнь блаженную, вечную и небесную, которую даровал нам Своим Воскресением Господь и Бог наш Иисус Христос.

Желаю всем нам мира и благополучия, добра и милосердия Божия к нам, чтобы семена наших добродетелей произросли на благодатной среднеазиатской земле и принесли достойные плоды дружбы, взаимопонимания и великодушия, показывая всему остальному миру пример добра, мирного сосуществования и жертвенной любви ко всем людям.

Воскресший Господь наш Иисус Христос покрыл нас Своей любовью и милосердием, тем самым показав, что зло можно и нужно победить в ответ не злом, а добром. Поэтому Пасха Христова – это праздник мира, который приносит нам великую и неизреченную радость и счастье.

ВОИСТИНУ ВОСКРЕСЕ ХРИСТОС!

 

Пасха Христова 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Христос Воскресе! Воистину Воскресе!
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
30 Ноября 2018

Музыкально-поэтический вечер «Но и любовь – мелодия…»

Музыкально-поэтический вечер «Но и любовь – мелодия…»

…Из наслаждений жизни

Одной любви музыка уступает.

Но и любовь – мелодия…

А.С. Пушкин

 

Великая и вечная тема Любви в ариях, романсах, песнях и поэзии прозвучала в Ташкентской и Узбекистанской епархии РПЦ по благословению главы Среднеазиатского митрополичьего округа митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия. Автор проекта и композиции, ведущий – режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный деятель искусств Узбекистана Андрей Слоним и солисты ГАБТ перед концертом поздравили митрополита Викентия с его Днём рождения и пожелали ему здравия и доброй энергии духа на долгие годы. Во вступительном слове владыка поблагодарил артистов за их благородную просветительскую миссию и ещё раз напомнил всем, что история свидетельствует, что Православная церковь сохраняла себя в самых сложных исторических ситуациях. Ныне Православие объединяет людей разного воспитания и образования, представителей разных культур и национальностей, приверженцев разных идеологий и политических доктрин.

Новый Завет говорит, что «Бог есть Любовь». В истоках бытия находится Божественная Любовь, и предполагает, что приблизиться к Богу можно только развивая в себе всё более совершенную любовь: «Сие заповедую вам, да любите друг друга" (Ин. 15.17), — учил Иисус.

Каждая религия предлагает свои подробные разъяснения относительно того, как следует развивать в себе совершенную любовь. Такая любовь развивается по мере того, как человек учится любить весь окружающий мир и видеть в каждом человеке и событии проявление воли и Любви Бога. Другие, вытекающие из этого главного завета всех религий, предписания и правила также очень похожи: «Не убий», «Не укради» и т.д. Церковь видит свою миссию не в общественном устройстве… а в единственном от Бога заповеданном служении спасению душ человеческих. Это своё предназначение она выполняла во все времена, при любых государственных формациях. Этой цели, думаю, служат и все участники концерта, проповедующие Любовь к истине, к подлинным ценностям жизни, к тому, что её одухотворяет, наполняет смыслом и делает нас всех богоподобными, — таким воззванием к прихожанам митрополит Викентий благословил предстоящий музыкально-поэтический вечер.

В концерте приняли участие ведущие солисты ГАБТ имени А. Навои: заслуженная артистка Узбекистана Ольга Александрова, лауреаты международных конкурсов: Анастасия Юдина (меццо-сопрано), Лятифе Абиева (сопрано), Рада Смирных (контральто), Анжелика Мухаметзянова (сопрано) и молодые солисты — Султанбек Абдурахимов (бас) и Хислат Камилов (баритон). Музыкальный руководитель и концертмейстер Людмила Слоним.

Обширная и беспредельная тема вечера определилась известными знаковыми строками А.С.Пушкина: «Из наслаждений жизни одной любви музыка уступает, но и любовь – мелодия…». В слиянии высоты полета духа на уровне излучения энергетики великой Музыки, неразрывно связанной с Поэзией, – и происходило в полноводном течении всего вечера многогранное и многокрасочное приношение Любви как Мелодии, или вернее, – целой Симфонии возвышенных чувств человека, подаренных нам свыше. Программа концерта охватила широкие границы вокальной музыки на тему любви разных жанров и эпох — от народной песни, салонного русского романса Серебряного века, классических оперных и опереточных арий XIX-XX столетий, а также незабвенных лирических хитов советской эпохи.

Главным действующим лицом вокальной музыки остаётся исполнитель. Каждое выступление в концерте отличалось не только утончённым своеобразием содержания, богатством мелодии, напевностью выбранного произведения, но и индивидуальным искусством владения вокалом, неповторимым стилем исполнения каждого солиста, словно соревновавшихся друг с другом не только в технике, но и во вдохновенной самоотдаче пению, в выразительности интонаций и фразировки, вне которых невозможен подлинный артистизм. Успех артистов и признание у зрителей был обеспечен, во многом, благодаря концертмейстеру Людмиле Слоним, чей аккомпанемент на фортепиано всегда звучит на одном дыхании с вокалом, с рефреном, паузами, необходимой модуляцией. И в этом нерушимом ансамбле, полном тонких нюансов и выразительности, развивалось действие всей композиции вечера.

Так, органично и возвышенно прозвучал дуэт Лятифе Абиевой и Анастасии Юдиной «Хочу молиться…» (стихи и музыка С. Чичагова), открывший программу концерта. Публика особо оценила то, что этот «номер-эпиграф» бы специально посвящен Владыке Викентию и органично довершал праздничное поздравление в его адрес. Их же чарующий дуэт открыл новые краски в палитре чувства любви в редко звучащем романсе-песне П. Чайковского «В огороде возле броду» на стихи И. Сурикова. В этом номере сквозили широта, свобода и распевность, идущие от мелодики народной песни. Не менее захватывающими и сокровенными были их сольные номера в этом вокальном цикле: трепетные и экспрессивные «Колокольчики мои» П. Булахова на стихи А.К.Толстого и полный испанской страстности романс Д. Шостаковича (русский текст Т. Сикорской) «Звёздочки» в исполнении А. Юдиной. А «восточный» по особой мелодике томления романс Н. Римского-Корсакова на стихи А. Кольцова «Пленившись розой, соловей…», исполненный Лятифе Абиевой, оттенил палитру вечера новой краской. Ведущий А. Слоним в преамбуле к этому романсу, в котором затронута вечная тема Соловья и Розы, драматизм недопонятого и недооценённого чувства, – особо подчеркнул, что влияние А.С. Пушкина на автора текста А.Кольцова здесь не случайно и предстаёт основой особой драматургии этого романса.

Читать полностью

Ольга Александрова покорила публику особым драматизмом исполнения романсов П. Чайковского на стихи А. Апухтина «Забыть так скоро…»; «Полюбила я на печаль свою…» С. Рахманинова (стихи А. Плещеева) и ещё одного творения П. Чайковского — «Закатилось солнце…». В первом романсе боролись два чувства — протест и отчаяние покинутой женщины о безвозвратно ушедшей любви. Во втором звучала истинно народная тоска из-за утраты грёз, а в третьем – восторг упоения страстью.

В знаменитую «Элегию» Ж. Массне (стихи Галле) Султанбек Абдурахимов вложил смирение и покорность судьбе со всей мощью и нежностью своего неповторимого баса. А в знаменитой песне Арно Бабаджаняна «Благодарю тебя» на стихи Р. Рождественского этот солист выразил необъятный спектр душевных эмоций, заставивший вспомнить неповторимое исполнение этой песни в своё время народным артистом Муслимом Магомаевым, и этим заслужил восторженные аплодисменты и возгласы «Браво!» от признательной публики. При этом примечательно, что молодой певец не пытался копировать исполнительскую манеру великого певца Магомаева, а стремился найти собственные краски и штрихи в этом произведении. И отрадно, что очень молодой возраст С. Абдурахимова, с одной стороны, вовсе не является препятствием для демонстрации его уже вполне сложившегося мастерства, а с другой – вселяет радующие надежды на полноценное развитие своеобразной и яркой творческой личности.

Другой молодой певец – Хислат Камилов – сумел передать весь диапазон чувств — от сдержанной трогательной сентиментальности (С. Рахманинов, стихи А.Фета — «В молчанье ночи тайной») до страстной мольбы (С. Рахманинов, стихи Д. Мережковского — «О, нет, молю, не уходи!..») — характерный для русских романсов рубежа XIX -XX веков. Не может не радовать и тот очевидный факт, что оба этих весьма молодых исполнителя узбекского происхождения отлично прочувствовали и убедительно раскрыли непростые особенности стиля исполняемых русских романсов.

Анжелика Мухаметзянова (сопрано), виртуозно владея вокалом, многогранно проявила себя и в озорно-романтических куплетах Адели из оперетты «Летучая мышь» И. Штрауса, и комических куплетах Олимпии из оперы «Сказки Гофмана» в потрясающем юмористическом образе заводной куклы. Рада Смирных своим глубоким контральто донесла тайну любви – загадки, от которой порой зависит жизнь человека, в романсе, полном душевной неги, композитора Серебряного века — В. Борисова (стихи Е. Дитерикс) «Звёзды на небе»; испанской, полной страсти и огня, песне П. Сарасате (русский текст Г. Гнесина) «Чёрный веер» и в искромётной шуточной партии кокетливой дамы «Но я вас всё-таки люблю…» в дуэте с А. Слонимом, обаятельно, с юмором исполнившим роль её незадачливого партнёра.

Андрей Евсеевич дополнил и тем самым обогатил музыкальную программу лирико-философским объёмным циклом своих стихов о любви, в котором совершенно особое место занимало его авторское стихотворение под условным названием «Письмо к Татьяне» («Я к Вам пишу…»). Неожиданность содержания и формы этого стихотворения прозвучала, буквально, как гром среди ясного дня. Это было не просто очень трогательно, но и знаменательно в наш компьютерный век, когда в современном мире высокая любовь нередко профанируется и опошляется, когда мы больше говорим об иллюзиях, подделках, искажениях любви, о том, что не является любовью «на самом деле». Автор в этот вечер выразительно прочёл девять совершенно разных стихотворений о Любви – от философских, просветлённо-лирических – до полных иронии, Юмора и сарказма.

Так весь вечер со сцены, как в прежние времена, звучали в стихах и музыке нетленные слова о Любви. И во всём своём могуществе предстал своеобразный нерушимый мост, соединивший века минувшие с веком нынешним, построенный на вечных незыблемых устоях Любви, которая, по словам Данте, «движет солнца и светила». Вечер логически завершил истинный гимн Любви – один из самых просветлённых романсов П.И.Чайковского «Скажи, о чем в тени ветвей…» — в проникновенном и обаятельном воплощении Лятифе Абиевой. Но точка в этой бескрайней и неисчерпаемой теме, конечно же, не была – да и не могла – быть поставлена. И слова Андрея Евсеевича о том, что надо бережно и неизменно хранить в душе основы Любви – великого дара свыше, и что только с этим заветным чувством каждый может пробиться сквозь морозную зиму к своей Весне – одарили благодарный зал светом, надеждой и радостью…


Автор: Гуарик Багдасарова, фото: Михаил Левкович



назад к списку новостей

Фоторепортаж
  • C_8095
  • C_8091
  • C_8070
  • C_8045