Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

Вступая в Великий Пост, будем просить у Бога прощения за наши грехи, исцеления нашей падшей природы. Для того, чтобы Господь все это совершил, милостью и любовью к нам, Он просит, чтобы и мы примирились друг с другом. Просили друг у друга прощение и не имели никакой злобы, ненависти, недовольства, ропота по отношению к ближнему. Простить великодушно, чистосердечно, тем самым, привлекая к себе милосердие Божие, чтобы Господь также великодушно и милостивно простил бы и все наши прегрешения.

 

Из проповеди

после Божественной литургии

в Свято-Успенском кафедральном

соборе города Ташкента

от 17 марта 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Великий вторник Страстной седмицы
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
21 Декабря 2015

Митрополит Викентий: «Благодарение – это великая добродетель»

Митрополит Викентий: «Благодарение – это великая добродетель»

20 декабря 2015 года, в 29-ю Неделю по Пятидесятнице, глава Среднеазиатского митрополичьего округа митрополит Ташкентский и Узбекистанский Викентий совершил Божественную литургию в соборе Успения Пресвятой Богородицы города Ташкента. В этот же день Святая Православная Церковь почтила память святителя Амвросия Медиоланского. Накануне в соборе архипастырь отслужил Всенощное бдение.

 

Его Высокопреосвященству сослужили: митрофорный протоиерей Михаил Котляров, протоиерей Сергий Алахтаев, иерей Александр Терещенко, протодиакон Александр Несин, иеродиакон Спиридон (Поздеев), иеродиакон Михаил (Столяров), диакон Александр Колотовкин, иеродиакон Модест (Бузин).

Проповедь на апостольское чтение в этот день произнес студент IV курса Ташкентской Духовной семинарии Иоанн Атырханов.

По окончании Литургии было пропето величание святителю Амвросию Медиоланскому, после которого владыка Викентий обратился к молящимся с традиционным архипастырским словом. В первой части своей проповеди митрополит уделил внимание раскрытию смысла евангельского события о том, как Господь Иисус Христос исцелил десять прокаженных.

«И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас. Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились. Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин. Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять? как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя» (Лк. 17:12-19)

«Благодарение – это великая добродетель, - подчеркнул архипастырь. - Но в то же время, к сожалению, ее очень тяжело исполнять. В какой-то степени легче просить, чем благодарить. Хотя и просить тоже нелегко, потому что мы стесняемся, боимся, стыдимся. Но все равно, когда бывает трудно, то мы набираем в себе силы и просим помощи у людей, у Бога. И Господь слышит наши просьбы. И Он дает нам помощь.

Каждый из вас знает, как сложно, как тяжело бывает на душе, когда человек совершит тот или иной грех – особенно тяжкие грехи блуда, прелюбодеяния, как камень лежит у нас на душе, тяготит нашу душу. И вот мы приходим к Богу, каемся, просим у Него прощения, и Господь прощает. Особенно в Таинстве Покаяния мы чувствуем особую помощь Божию в избавлении от тяжести греховной. И мы, конечно, радуемся, чувствуем себя хорошо. Но, к сожалению, мы не благодарим Бога за то, что Он снял с нас эту тяжесть греховную, которая нас тяготила на протяжении многих лет жизни.

Очень важно, дорогие братья и сестры, чтобы мы учились благодарить Бога за все. И как говорят святые отцы, благодарите и за скорби, и за радость. Скорби даются нам тоже для нашей пользы, для смирения, послушания, для упражнения в нашем терпении. И мы, понимая смысл этих трудностей, благодарим Бога. Но Господь дает нам и много радости в этой жизни. И, конечно, большую радость мы можем приобрести тогда, когда Господь дает нам духовные дары, духовные избавления от наших грехов. И мы, конечно, должны благодарить».

Во второй части своей проповеди владыка кратко рассказал о жизни святителя Амвросия Медиоланского, о том, какой вклад он внес в сохранении Православной веры. Митрополит Викентий также отметил: «Сегодня, празднуя его память, мы просим, чтобы он дал нам силы, чтобы и мы могли быть полезными в этом мире, преображая его в мир нравственный, духовный, мир добродетельный и благочестивый».

Читать полностью

Житие святителя Амвросия Медиоланского

Святой Амвросий родился в 340 году в северной Италии в богатой и знатной римской семье. Получив прекрасное юридическое образование, он скоро возвысился и с 370 года занял должность консульского профекта (правителя) провинций Лигурии и Эмилии. Однажды в Медиолане (современном Милане), главном городе Лигурии, происходили выборы епископа, и между православными и арианами шли горячие споры. Амвросий явился в храм для водворения порядка, и вдруг какой-то голос, как бы детский, прозвучал: «Амвросий — епископ». Народ и сам император Валентин увидели в этом Божие избрание. Напрасно Амвросий, бывший тогда еще в числе оглашенных, готовящихся ко крещению, отговаривался и даже скрылся из Милана. Он вынужден был согласиться на единодушное избрание, принял крещение, и в течение восьми дней прошел все церковные степени и был посвящен во епископа (374 г.).

Первым делом после посвящения он раздал бедным свое имущество. Потом стал усердно изучать Священное Писание и творения отцов восточной Церкви. Только после этого он выступил на поприще епископской деятельности.

Святой Амвросий мужественно боролся против арианской ереси, которой покровительствовала императрица Юстина. В память победы над арианством он составил гимн «Тебе Бога хвалим», который до сих пор поется на благодарственных богослужениях. По его настоянию вычеркнуто было из императорского титула языческое звание верховного священника (pontifex maximus), жрецы и идольские капища были лишены казенного содержания, был погашен так называемый священный огонь весталок и вынесена из сената статуя Победы.

Святой Амвросий явил образец пастырской твердости, когда решился не допустить в храм императора Феодосия, после кровавого избиения возмутившихся против него фессалоникийцев. Амвросий сказал императору: « Человек, проливший столько крови, не может быть в храме Бога мира». Император возразил: «И Давид согрешил, но не лишился милости Божией». На что Амвросий ответил: «Ты подражал Давиду в преступлении, подражай же ему и в раскаянии», и наложил на него епитимью для примирения с Богом и Церковью.

В 387 г. под влиянием его проповедей уверовал и принял крещение блаженный Августин, ставший потом епископом и величайшим богословом Западной Церкви.

Последние годы жизни Амвросий провел в постоянной молитве, спокойно и радостно ожидая своей кончины, которая наступила в 397 году. Святой Амвросий почитается в числе величайших богословов и отцов Церкви. Он известен также, как преобразователь церковного пения: он ввел размерный такт, правильные ритмы и разнообразные мелодии в пении. Многие тексты песней он заимствовал у святого Ефрема Сирина и у Илария, но и сам написал около 30 гимнов.


Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии



назад к списку новостей

Фоторепортаж
  • _MG_8331
  • _MG_8317
  • _MG_8315
  • _MG_8286
Видеорепортаж
Митрополит Викентий: «Благодарение – это великая добродетель» (видео)
Загрузка плеера