Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
Вступая в Великий Пост, будем просить у Бога прощения за наши грехи, исцеления нашей падшей природы. Для того, чтобы Господь все это совершил, милостью и любовью к нам, Он просит, чтобы и мы примирились друг с другом. Просили друг у друга прощение и не имели никакой злобы, ненависти, недовольства, ропота по отношению к ближнему. Простить великодушно, чистосердечно, тем самым, привлекая к себе милосердие Божие, чтобы Господь также великодушно и милостивно простил бы и все наши прегрешения.
Из проповеди
после Божественной литургии
в Свято-Успенском кафедральном
соборе города Ташкента
от 17 марта 2024 г.
В истории России июль навеки отмечен скорбной и трагической датой. Это – дата жестокого убийства большевистским правительством семьи последнего российского императора Николая II, убийства бессмысленного и беспощадного, поистине отмеченного несмываемой каиновой печатью. Это свершилось в Екатеринбурге – городе, который вместил в свою многоплановую историю многие знаковые события. Скорее всего, те, кто задумали и вершили это великое злодеяние, руководствовались тем, что этот город, находящийся довольно далеко от центра, мог бы навеки скрыть зловещие тайны этого рокового события. И в глуши уральских лесов без следа исчезли бы и сами последние Романовы, и многолетняя и славная история их царственного рода.
Однако всемудрые высшие силы всегда оказываются прозорливее, мудрее и неизмеримо масштабнее людских суетных помыслов. Проделав свой оборот, колесо истории повернуло события и лики людей таким образом, что истинная самобытность их ликов и судеб предстала в своем истинном свете. И удивительный свет, исходящий от сути и обликов и самого Николая II, и его удивительной семьи – сегодня воспринимается с особой силой.
И там, где была пролита мученическая праведная кровь, построены храмы, живут своей особой жизнью монастыри, привлекают множество людей памятники и мемориалы. Всё большее число людей из разных стран жаждет приобщиться к тайнам этих событий, чтобы, как это всегда бывает в истории, увидеть сквозь мглу свет и по-новому постигнуть самобытность и величие царственной и в то же время глубоко человечной семьи Романовых…
Знать события по историческим источникам и рассказам, безусловно, важно и необходимо. Но, пожалуй, только приобщившись к этим событиям, к местам, где они совершались, к особому духу и атмосфере бескрайних уральских лесов – можно попытаться проникнуть в эти таинства еще глубже, вернее, пронзительнее. И паломническая поездка в «Царские дни», уже четвертый год совершаемая по благословению и инициативе Высокопреосвященного митрополита Викентия, благодатно дает возможность оказаться буквально «внутри» этих событий – и воспринять их совершенно по-иному, нежели это происходит при восприятии рассказов или чтении книжных строчек.
В числе большой паломнической группы впервые Екатеринбург посетили и мы – представители епархиального отдела по культуре «Сретенье». Осуществив в Ташкенте много проектов, посвященных Дому Романовых, - мы впервые по благословению митрополита Ташкентского и Узбекстанского Викентия и митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла не только приняли участие в паломнической поездке, но подготовили и провели свой первый вечер-проект за пределами Узбекистана. Ведущая солистка ГАБТ имени А.Навои, лауреат международных конкурсов Рада Смирных, пианист-концертмейстер театра Людмила Слоним и автор этих строк – режиссер-постановщик ГАБТ, руководитель отдела «Сретенье» - автор проекта, режиссер и исполнитель поэтической лирики решили представить на суд екатеринбургской публики свой спектакль-концерт «Мир души Семьи Романовых». Особо стоит отметить, что Екатеринбургская митрополия уже в 14-й раз проводит в честь романовской даты Международный фестиваль «Царские дни», на который съезжаются гости из многих стран. В программу этого фестиваля и было включено наше концертное выступление.
Однако снова стоит сказать о том, что по Божией милости нашему вечеру предшествовали несколько дней, в течение которых нам довелось осознать и почувствовать всю глубину мученического подвига царственной семьи. Восприняв особую значимость и Ганиной Ямы, и многих монастырей и храмов благодатной екатеринбургской земли, и особую доброту людей, окруживших нас в эти дни – мы еще глубже погрузились во всю многозначительность этих событий, ощутили сопричастность с ходом истории, с переменами в сознании, которые восстановили истинность всех категорий. Необычность этой атмосферы оттенял постоянный монотонный дождь, свинцовость нависших туч. Как будто сама природа соучаствовала в оплакивании царственных великомучеников, отдавая им высшую дань сострадания и любви. Поразил своим масштабом многотысячный Крестный ход и величие богослужений, поразило единение людей во имя Добра и Справедливости – что столь необходимо всем нам сегодня в смятении мировых потрясений. Поразили величие и красота храмов и соборов, которые неизменно утверждают Предвечное над суетным и наносным. И в этой значительной многокрасочности захотелось поискать ответ на все многогранные «излучения» и в том, что мы захотели принести в подношение этой великой дате.
…Печально известного Ипатьевского дома, где и была пролита кровь царственного рода, как известно, уже нет. На этом месте возвышается величественнейший Храм-на-Крови – монументальный и гармонично озаренный, устремленный ввысь. А рядом воздвигнуто прекрасное здание Просветительского центра «Царский», в светлом и уютном концертном зале которого и проходил наш вечер-концерт. Было отрадно увидеть множество заинтересованной публики, заполнившей зал задолго до начала. И неожиданно ярко сияло солнце в этот раз над Екатеринбургом, узнав особую красоту которого мы полюбили этот замечательный город…
Мы стремились выстроить наш вечер в направлении, быть может, и несколько непривычном, но, как кажется, точно выражающим суть духовного мира семьи Романовых. Утонченная духовность была присуща этой семье. Здесь не случайно многое – и имена великих княжен Татьяны и Ольги (неразрывное тяготение к сути пушкинского «Евгения Онегина»!). и их любовь к театральному искусству, к исполнению так называемых «салонных» романсов «Серебряного века», к поэзии. Вот почему суть нашей программы и выражалась многообразием романсового и поэтического творчества этого периода. И вскрывалось нежданное – знакомые с юности романсы и стихи мы постарались «повернуть лицом» к лику и сущности царственной семьи.
Автор: Андрей СЛОНИМ, режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, заслуженный работник культуры Узбекистана, руководитель отдела по культуре «СРЕТЕНЬЕ»