Интересно
Православное радио
Православный календарь
Слово архипастыря

Вступая в Великий Пост, будем просить у Бога прощения за наши грехи, исцеления нашей падшей природы. Для того, чтобы Господь все это совершил, милостью и любовью к нам, Он просит, чтобы и мы примирились друг с другом. Просили друг у друга прощение и не имели никакой злобы, ненависти, недовольства, ропота по отношению к ближнему. Простить великодушно, чистосердечно, тем самым, привлекая к себе милосердие Божие, чтобы Господь также великодушно и милостивно простил бы и все наши прегрешения.

 

Из проповеди

после Божественной литургии

в Свято-Успенском кафедральном

соборе города Ташкента

от 17 марта 2024 г.

Епархии округа
Фотогалерея
Митрополит Викентий: «Когда мы со Христом, все переносится легче»
Видеоархив
РУССКАЯ ДУХОВНАЯ МИССИЯ
В ИЕРУСАЛИМЕ
Русская Духовная Миссия в Иерусалиме
21 Июня 2016

«Над полями, да над чистыми» - вечер русского романса, песни и лирической поэзии в Ташкентской епархии

«Над полями, да над чистыми» -  вечер русского романса, песни и лирической поэзии в Ташкентской епархии

«Над полями, да над чистыми» - вечер русского романса, песни и лирической поэзии завершил вокально-музыкальный сезон епархиального отдела по культуре «Сретенье». Он возобновится теперь только в сентябре. Нынешний музыкально-поэтический концерт, прошедший 19 июня 2016 года в конференц-зале духовно-административного центра Ташкентской и Узбекистанской епархии по благословению Высокопреосвященнейшего Викентия, митрополита Ташкентского и Узбекистанского, главы Среднеазиатского митрополичьего округа в конференц-зале Ташкентской и Узбекистанской епархии Православной церкви был приурочен к празднику Святой Троицы. Открывая праздничный концерт, владыка Викентий рассказал об историческом значении праздника Святой Троицы, который еще называется праздником Пятидесятницы и Днем рождения Православной Церкви.

Сошествие на апостолов Духа Святого произошло спустя 50 дней после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа. В книге Деяний святых апостолов евангелист Лука сообщает нам, что в десятый день после Вознесения Господня ученики Христовы находились единодушно вместе, пребывая в посте и молитве. Внезапно они услышали с неба шум как бы от надвигающейся бури. Над головами апостолов зажглись огненные языки. Люди, пришедшие в Иерусалим на праздник Пятидесятницы из разных концов земле, говорящие каждый на своем наречии, с особым вниманием и удивлением слушали апостолов, поскольку они изъяснились на их языке. Слова апостолов стали доступным простым рыбакам, плотникам, земледельцам. В нём находили пищу для души и люди образованные. Чувствуя в себе великую силу, данную им Духом Святым, апостолы вышли на площади Иерусалима и стали проповедовать. В тот день к Церкви присоединились около пяти тысяч человек. После праздника Пятидесятницы апостолы по повелению Господню разошлись в разные концы вселенной, и везде им сопутствовал и укреплял их Дух Святой.

Троица соединяет в едином существе Божием Трёх Лиц: Бога-Отца, Сына Божия и Духа Святого. Учение о Троице составляет один из основных догматов христианской веры, утвержденного на Никейском соборе в 325 году от Р.Х. В этот день до следующего дня Святой Пасхи во всех храмах Православной Церкви во время Богослужений поют тропарь Святому Духу «Царю небесный…».

«Дух Святой, - подчеркнул митрополит Викентий, - даёт жизнь всему: и свежая зелень, и цветы, и русские романсы и песни артистов ГАБТ имени А. Навои, которые мы сегодня услышим, - напоминают нам о милости Божией и о действии Святого Духа во всём творении Божием. Творите Добро!»

Автор творческого проекта – Режиссёр-постановщик ГАБТ имени А. Навои, Заслуженный работник культуры Узбекистана Андрей Слоним (композиция, режиссура, авторская лирическая поэзия) поблагодарил митрополита Ташкентского и Узбекистанского Викентия за такое вдохновляющее благословение и начал концертную программу авторским стихотворным посвящением всесветлой иконе Андрея Рублёва «Троица»:

 

…О, как постигнуть в Тройственном и Целом

Всё, что несёт нам, смертным, Божество?

Смятеньем, неразумным и несмелым

Ответ мы ищем, не найдя его…

…И вдруг предстанут – явственней и краше,

Чем самая заветная мечта, –

Три Путника – три Ангела… И – Чаша,

Которая не может быть пуста!

 

Все изучают следствия, причины,

Лишь пепел вороша забот земных.

Мы разумом лишь чтим Отца и Сына,

И Дух Святой – не постигая Их!

Но – чем трудней земная тропка наша,

Тем чаще нам предстанут неспроста

Три Ангела – три Путника… И – Чаша,

В которой – кровь распятого Христа…

 

Шатаясь, оступаясь, спотыкаясь,

Дурманя дух лишь призраком Любви,

Мы думаем, что каемся – не каясь,

И верим – чист порыв! А он – в крови…

Мир озаряя Тайнами Святыми,

А скорбь за нас в молчанье затая, –

Глядят на нас три Ангела… Пред ними –

Непознанная Чаша Бытия.

Читать полностью

 

Вино ли, кровь ли в жизненном бокале,

Обвал иль Свет венчает наш удел? –

Узнать дано нам каждому в финале

У Двери, за которой – тот Предел…

…И всех надежд сиятельней и краше

Пред взором вновь предстанут в этот час

Три Путника – три Ангела… И – Чаша,

Что не минует каждого из нас…

 

Этим исповедальным посвящением была задана высокая духовная тональность всей последующей поэтической и вокально-музыкальной программе вечера. В ней органично сплелись классическая хрестоматийная поэзия А.С. Пушкина («Я помню чудное мгновенье», «Заклинание», «Памятник») и А. Блока («Когда в листве сырой и ржавой…»), знакомая нам со школьных лет, а также малоизвестная лирика выдающегося политического и военного деятеля России, Великого Князя Константина Романова – к тому же и достаточно крупного поэта, друга и коллеги П.И. Чайковского и многих иных великих деятелей российской культуры. Он скромно подписывал свои своеобразные стихи инициалами «К.Р.». Сегодня его поэзия чаще всего звучит в виде словесного текста ко многим известным романсам русских композиторов. А на вечере «Над полями, да над чистыми» она прозвучала в первозданном, авторском виде.

И утонченные стихи «К.Р.» («Уж гасли в комнатах огни», «Я вам не нравлюсь…», «Серенада», «Растворил я окно»), как и стихи А. Блока («Когда в листве, сырой и ржавой…»), а также - В. Набокова («При луне, когда косую крышу…», «В хрустальный шар заключены мы были…») в оригинальной декламации А.Е. Слонима органично сочетались с возвышенными вокально-музыкальными произведениями, исполненными дипломантом международных конкурсов Анастасией Юдиной (меццо-сопрано) в сопровождении музыкального руководителя и концертмейстера Людмилы Слоним (фортепиано).

Анастасия Юдина, которую мы уже прекрасно и давно знаем по ярким выступлениям на сцене ГАБТа имени А. Навои – и по разнообразному участию в вечерах отдела «Сретенье» - показала тонкость исполнения разных стилей и форм исполнения. Она жила жизнью своей героини в классических романсах, она излучала особое обаяние, красоту и задор в полных жизнелюбия русских песнях. Порадовала и неожиданная, но оказавшаяся весьма нужной краска ее исполнения «испанского» романса Д. Шостаковича в сочетании с виртуозным владением самой певицей утонченным ритмом игры на кастаньетах. Каждый номер Анастасии Юдиной был своеобразен и интересен – не только по вокальной линии, но и по разнообразию драматургической жизни столь разных героинь, исполняемых ею романсов и песен.

Концертмейстер Людмила Слоним весь вечер за фортепиано демонстрировала нерасторжимое единство мелодии и слов, и органическую внутреннюю связь с вокалисткой. При этом музыка всегда подчинялась стихам - и не столько сопровождала их, сколько выражала и оттеняла, обогащала новыми красками различные чувства и настроения – от строгого классического романса до заводных плясовых песен.

В концерте прозвучали разные по настроению любимые русские романсы А. Варламова «На заре ты её не буди…» (стихи А.Фета), «Белеет парус одинокий…» (стихи М. Лермонтова); А.Даргомыжского «Я всё ещё его люблю…» (стихи Ю. Жадовской); Песня Ильиничны из музыки к драме «Князь Холмский» М. Глинки (стихи Н. Кукольника); в преддверии 110-летнего юбилея Д. Шостаковича – романс «Звёздочки» (стихи Т.Сикорской); А. Дюбюка «Не обмани…» (стихи Г. Гейне).

Стихи армянского поэта-символиста Аветика Исаакяна (1875-1957) обрели вторую жизнь в переводах В. Брюсова, А. Блока, А. Ахматовой, А. Кушнера, П. Антокольского, музыкальной обработке С. Рахманинова («Ивушка» в переводе А. Блока) и Г. Свиридова («Изгнанник» в переводе А. Блока).

Анастасия Юдина, исполняя романс Г. Свиридова «Изгнанник», не просто пережила на сцене всю горечь странствующего ашуга (сказателя-певца), но сумела передать свет молитвы матери лирического героя, прежде всего, обо всех изгнанниках в мире, чтобы все они нашли дорогу в отчий дом.

Жанр русской народной песни существовал задолго до того, как появились первые музыкальные инструменты, и в дальнейшем развивался параллельно с романсом. Они адресованы самому широкому кругу любителей музыки. В программе вечера горячий отклик в публике нашли разные по тематике и настрою русские народные песни, среди которых были как хорошо, так и малоизвестные произведения: «Пошла млада за водой…», «Пряха», «Травушка-муравушка», «Я калинушку ломала…», «Катерина» (в обработке С. Прокофьева), «Чернобровый, черноокий…», «Валенки», «Над полями, да над чистыми…», давшая название вечеру.

На «бис» Анастасия Юдина с особой проникновенностью исполнила песню М. Фрадкина из кинофильма «Простая история»: «Но как же можно без любви прожить?». Она посвятила её своей маме. В целом, программа музыкально-поэтического вечера «Над полями, да над чистыми…» призывала дарить людям добро и свет, издревле заложенные в народном русском искусстве, поныне объединяющем людей разных национальностей и конфессий. И, казалось бы, столь разные по духу, строю и стилистике, собранные авторами концерта в целостную композицию – красноречиво говорили об истинной красоте духа, о высоких устремлениях, о всепобеждающей силе Любви. Вечную ценность этих истоковых, основополагающих устоев и понятий в сегодняшнем неспокойном мире ть трудно переоценить. Именно в объединении душ людей во имя Любви, Добра, Красоты - залог совершенствования каждого из нас. Об этом говорят нам, сегодняшним свидетелям XXI века с его политическими катаклизмами и противоречиями – безымянные авторы неумирающих народных песен и творцы великой поэзии и музыки. Глубоко символично, что очередной сезон концертов отдела «Сретенье» в зале епархии завершился до новых осенних встреч - столь светлой и жизнеутверждающей нотой, призывающей людей не упускать из виду то главное, во имя чего жива душа человеческая. И несмотря ни на что – стремиться к полёту «над полями, да над чистыми» - в отрыве от наносной приземлённости и обыденности текущих дней…


Автор: Гуарик Багдсарова , фото: Михаил Левкович



назад к списку новостей

Фоторепортаж
  • 3448
  • 3443
  • 3428
  • 3422