Благотворительная акция "Младенец - дар Небес!"
Помогите нам в несении Слова Божия
Безответственное крещение: об огласительных беседах и не только
Особенности работы Комиссии по канонизации Узбекистанской епархии
Вступая в Великий Пост, будем просить у Бога прощения за наши грехи, исцеления нашей падшей природы. Для того, чтобы Господь все это совершил, милостью и любовью к нам, Он просит, чтобы и мы примирились друг с другом. Просили друг у друга прощение и не имели никакой злобы, ненависти, недовольства, ропота по отношению к ближнему. Простить великодушно, чистосердечно, тем самым, привлекая к себе милосердие Божие, чтобы Господь также великодушно и милостивно простил бы и все наши прегрешения.
Из проповеди
после Божественной литургии
в Свято-Успенском кафедральном
соборе города Ташкента
от 17 марта 2024 г.
19 июля 2015 года. Раннее утро. В 5:30 автобусы с паломниками Среднеазиатского митрополичьего округа отправляются из села Меркушино в Свято-Николаевский мужской монастырь Верхотурья, чтобы помолиться за Божественной литургией и причаститься святых Христовых Таинств. Богослужение проходило в главном монастырском храме – Крестовоздвиженском соборе. Несмотря на то, что служба была ранняя, здесь молились более 300 человек – практически все они паломники, приехавшие в эти святые места помолиться святому праведному Симеону Верхотурскому и приложиться к его святым мощам.
Здесь хотелось бы кратко рассказать о Крестовоздвиженском соборе. Он был построен в модном тогда русско-византийском стиле архитектором Александром Турчевичем в период с 1905 по 1913 годы. На его открытие в 1913 году в честь празднования трехсотлетия дома Романовых ожидали Николая II, который, к сожалению, не смог приехать. Внутри собора находится целых три уникальных фаянсовых иконостаса, которые были уничтожены при советской власти и восстановлены в 1990 году.
Крестовоздвиженский собор в Верхотурье удивляет своими размерами, в него могут вместиться около 4-5 тысяч человек.
После Литургии и организованного завтрака мы отправились в дальнюю дорогу. Нам предстояло за 5-6 часов добраться до последнего пункта в нашей паломнической программе – города Алапаевска, в котором 18 июля 1918 года произошло страшное кровавое преступление. В этот день на одной из шахт у рудника Нижняя Селимская мученическую кончину приняли Великая Княгиня Елизавета Федоровна (Романова), ее келейница инокиня Варвара, причисленные позже Православной Церковью к лику святых преподобномучениц, а также несколько членов Августейшей династии: Великий Князь Сергей Михайлович и его секретарь Федор Ремез; князья Владимир Палей; Иоанн Константинович; Константин Константинович; Игорь Константинович.
Этих людей сбросили в шахту живыми, а затем забросали гранатами... Как оказалось, погибли не все. Несколько дней проходившие мимо местные жители слышали доносившиеся из ямы молитвы.
К моменту совершения преступления шахта была частично заполнена водой. Данные о глубине шахты сильно разнятся - в разных источниках от 20 до 70 метров.
Прошло более двух месяцев, когда 28 сентября 1918 года в Алапаевск вошли белогвардейцы. Сразу же было начато расследование судьбы великих князей. И лишь 19 октября следователи нашли их тела в шахте Межной. Четыре дня ушло на то, чтобы поднять со дна шахты всех убитых.
Следствие установило, что большинство людей погибло от полученных ран практически сразу после падения в шахту. Но некоторые выжили и погибли лишь спустя продолжительное время, после долгих мучений от голода и травм.
Оказалось, что Великая Княгиня Елизавета Федоровна и князь Иоанн упали на выступ в 15 метрах от поверхности. Это на некоторое время спасло им жизнь. Елизавета Федоровна прожила дольше всех и погибла от голода. Она была глубоко верующим человеком, и именно ее молитвы несколько дней слышали проходившие рядом крестьяне. Она перевязала раны князю Иоанну своим апостольником, пытаясь ему помочь. Князь Палей также погиб не сразу, поскольку его тело было найдено в сидячем положении.
У князя Сергея Михайловича было пулевое ранение в затылок. Он оказал сопротивление, и его застрелили перед тем, как сбросить в шахту.
В материалах дела следователи обратили внимание на то, что пальцы правых рук Елизаветы Федоровны, инокини Варвары и князя Иоанна Константиновича были сложены для крестного знамения. Они молились до последнего.
На груди Великой Княгини Елизаветы Федоровны был образ Спасителя с драгоценными камнями. Каким-то чудом падкие на драгоценности большевики его не нашли и не отобрали перед казнью.
Люди, принимавшие участие в подъеме жертв со дна шахты, были поражены, обнаружив тело Великой Княгини Елизаветы Федоровны нетленным (при том, что с момента казни прошло 3 месяца!) А на ее лице, по утверждению свидетелей, была улыбка. Тело князя Иоанна Константиновича также подверглось тлению лишь частично - в районе груди. Все остальные погибшие сильно подверглись разложению.
В то время, когда гробы с телами алапаевских мучеников было решено перевезти в Китай, известно, что из 7 из них истекала жидкость с ужасным запахом разложения тел, а из гроба, в котором находилось тело Великой Княгини Елизаветы Федоровны просачивалась благоухающая жидкость. Уже на тот момент ее нетленные мощи источали миро. И люди собирали его в бутылочки как святыню.
Великая Княгиня Елизавета Федоровна явила нам, паломникам, которые по большому счету, находятся на разных ступенях духовного развития, пример смирения, крепкой веры и упования на Бога и Его всеблагую волю.
Автор: Пресс-служба Ташкентской и Узбекистанской епархии